Я не следователь. Не мне разбираться в причинах этого убийства, хоть и лежат они на поверхности, учитывая недавнюю смерть Япончика. Я не ханжа, чтобы танцевать на гробах и пытаться раскопать в неоднозначной биографии этого человека какие-то жареные факты. Я не судья Шабтаю Калмановичу , барону и хитрецу, меценату и контрразведчику, обожателю баскетбола и авантюристу. Я простой болельщик, любитель женского баскетбола. И сейчас у меня неоднозначные чувства в душе.
Безусловно, Шабтай Генрихович любил баскетбол. Это было больше, чем хобби. Это была его вторая жизнь. Он обожал свою команду, лелеял каждый трофей ею выигранный. В этом вы можете убедиться, пройдясь по дворцу спорта в Богом забытом местечке под Москвой. Шабтай Калманович заставил говорить об этом небольшом городке всю баскетбольную Европу. Заставил уважать и бояться девушек в красно-белой форме. Он строил дворцы, содержал или помогал деньгами половине Суперлиги, грезил о лучшей школе спортивного резерва в мире и побеждал, побеждал, побеждал... Всё это прекрасно в рамках одного единственного клуба. Но пока видновский "Спартак" получал очередной дождь из конфетти, в российском баскетболе умирали потихоньку команды. Казань, Красноярск, ЦСКА, Люберцы... По низшим лигам идти бесполезно - там один на одном хромые и косые клубы. Всё это - результат гегемонии одного клуба. Инвесторам нерентабельно и откровенно убыточно вкладывать деньги в проект, заведомо обречённый на распределение любых мест, кроме первого. Клич Видному был брошен только из Екатеринбурга. И чемпионат России стал чемпионатом из двух клубов.
Вернёмся в эпоху до пришествия Шабтая Калмановича и огромных денег в российский баскетбол. Возьмём произвольный по времени чемпионат, произвольный клуб и произвольного игрока. Им станет Ирина Осипова, игравшая в сезоне 2001/02 за московское "Динамо". В этом сезоне она провела за москвичек 59 (!!!) игр. Стоит отметить, что на момент начала чемпионата Ире было 20 лет. А теперь перенесёмся назад в будущее. В прошлом сезоне уже 28-летняя Осипова всё ещё тащит все игры своей команды. Правда, теперь игр этих меньше. И меньше значительно - 38. И это притом, что видновский "Спартак" сыграл абсолютно все матчи сезона - и в финале Евролиги, и в финале Суперлиги.
А теперь вопросы для знатоков. Во-первых: сколько времени дают 20-летним РУССКИМ баскетболисткам в ведущих клуб нашей Суперлиги? Во-вторых: появились ли за времена бешеных бабок в нашей лиге новые Корстин, Степановы, Осиповы, Абросимовы? Любая перспективная баскетболистка попадала тут же либо в Екатеринбург, либо в Видное, где старательно мариновалась на скамейке. Виеру, Андерсон, Кузина имели все шансы стать суперзвёздами. Теперь этих шансов нет. Как и нет в нашем баскетболе молодых звёзд.
Я не любил Шабтая Калмановича. Даже не за узурпацию власти в женском баскетболе. За ту отобранную искренность, которой жил российский женский баскетбол до прихода в него инвестиций. За рубку в каждой атаке, интригу в каждом матче, за заполненные до отказа залы. Всего этого давным-давно нет. Мы привыкли радоваться примерно такому: "Сегодня мы смогли сыграть 7 минут в равной борьбе со "Спартаком"!" Это плохо. И за это я не любил Шабтая Генриховича, олицетворявшего денежный переворот в нашем баскете.
Бог всем нам судья. И лишь время рассудит, каким персонажем был Калманович - отрицательным или положительным. Он ушёл, не сказав своего последнего слова. Он ушёл, оставив российский женский баскетбол на пороге перемен. Важно этот порог перешагнуть. (Антон Михашенок)
Земля пухом Вам, Шабтай Генрихович...
|